Топливо для примуса

Топливо для примуса

Чем кормить примусы? Такой вопрос иногда возникает в самый неподходящий момент… К тому самому моменту когда нужен примус — лучше быть готовым заранее. .а не по факту… Естественно — примус должен находиться в работоспособном состоянии. иначе сжигание любого топлива в нем может стать проблемой… Примусы бывают — бензиновые, керосиновые, мультитопливные.
Соответственно и выбор топлива не велик. Но есть и в данном случае свои исключения из правил.

Самые распространенные у нас примусы — среди бензиновых — это семейство типа Шмель — от 1 до 4-го. Работают они по инструкции — на автобензинах… С небольшим — НО — когда проектировались данные примусы — в бензинах был минимум присадок. сейчас же — картина другая. Более того — при сжигании некоторого бенза аромат стоит такой, что примус хочется выкинуть куда подальше… и больше на нем ничего не готовить и не разжигать его. чем заправлять в таком случае?

Если позволяют ресурсы — не смотря на рекомендации — кормите Шмеля бензином типа 80 или Галоша. Он же — Нефрас 80/120. По производителям кто приятней, кто похуже — сложно сказать.

Неплохие и не самые дорогие это -Ясхим, Вершина.

Использование Галоши или 80го позволит значительно снизить или практически свести к 0 образование нагара в горелке примуса. Плюсов у данного топлива много… Но и минусы тоже есть — это цена и доступность. Но если для примуса имеется отдельное топливо с рассчитанным объемом на использование — лучше использовать его. Но если не хватит или в критической ситуации — используйте автобензин из бака авто — если есть возможность его оттуда слить конечно. Да примус может подзабиться нагаром — но хотя бы будете с пищей и теплом. Как вариант.

По поводу американцев типа COLEMAN — только Галоша… только хардкор…

Как вариант — 80й прямогонный бенз. Он в разлив дешевле Галоши — но есть не везде… В крайних случаях — автобензин из бака… но если примус с генераторной трубкой — ресурс его на автобензине может исчисляться и несколькими днями, а иногда и несколькими часами работы. Иначе — просто генератор на выброс… Реанимировать его или прочистить — практически не возможно… Стоимость его после скачка валюты более чем.

Есть генераторы БЕЗ капиллярной трубки… Но это старые модели и у нас они не распространены — в силу чего используются редко. На керосине — бензиновые примусы БЕЗ переделок и доработок — как правило — НЕ работают.

Керосиновые примусы типа Рекорд-1.

Все вроде бы понятно — работают на керосине. Типа КО-25. Керосин осветительный…По производителям — те же Ясхим и Вершина… Но опять же — можно взять порцию и сжечь в примусе… Если запах при горении отвратен — то и керосин соответствующего качества. Конечно любой керосин при горении дает соответствующий выхлоп — есть и совсем отвратные марки — но все относительно.

При некотором раскладе примус типа Рекорд-1 и прочий из данного типа вполне может стать… мультитопливным… Простейшая конструкция горелки позволяет ему работать практически на всем что горит… Для этого необходимо иметь сменные жиклеры для горелок с соответствующими диаметрами в них под конкретное топливо.Без переделок такие примусы способны сжигать — бензин, керосин, уайт-спирит, сольвент, некоторые растворители и обезжириватели — в крайних случаях при отсутствии другого топлива. Также можно использовать спирт с соответствующим жиклером в качестве топлива.

Тот же уайт-спирит имеет более приятный запах при сжигании по сравнению с керосином.

Мультитопливные горелки в своей конструкции опять же — имеют генератор -испаритель, зачастую с тросиком внутри…который при использовании некачественного топлива — имеет свойство забиваться нагаром…

Поэтому дабы горелка стала всеядной — или удаляют тросик из генератора… или ТО горелки делают каждый день после ее использования с установкой соответствующего топливу жиклера. Либо — хорошее топливо типа Галоши… или газ — в случае с наличием трубки-испарителя или генератора — вполне допустимый вариант. Многие горелки в своей комплектации имеют сменные жиклеры под разное топливо — газ, бензин, керосин, солярка — что делает их еще более универсальными — но в большинстве своем без модификации — они также остаются требовательны к качеству топлива — в противном случае ресурс и время их работы — могут быть значительно уменьшены.

В качестве вывода — если Вам позволяют средства и есть возможности — используйте для горелок и примусов отдельное топливо типа Галоши и хорошего керосина. Только чистый бензин Галоша или 80 — для американских моделей.
Если нет выбора и средств — для наших Шмелей и Рекордов — соответственно авто-бензин и керосин. При определенных навыках и Рекорд отлично работает на бензине… НО — надо уметь. его правильно тушить в первую очередь и разжигать — во вторую.

Для мультитопливных горелок — также предпочтительно хорошее топливо… Но в случае отсутствия — использовать можно все что подходит, но с ежедневным ТО горелки во избежание ее закоксовывания нагаром.

Для всех типов примусов и горелок — КРАЙНЕ нежелательно сжигание смесей для бензопил — где масло содержится в бензине…

Смотрите также

Метки: примус, топливо, горелка

Комментарии 19

Хех думал смесь пойдет. Спасибо за статью

Вершина- редкий товар, в москве его только в ОБИ продают, облазил кучу строительных и хоз-товаров. Кто галошей от вершины зипу пробовал ли заправлять, какие впечатления?
(сам заправлял "Обезжиревателем" вершина, понравился, не пахнет, горит хорошо, но больше чем на 3 дня его нехватает-летучий) вот думаю может галоша дольше в зипе проживет-хотя бы 5дней.

Странно. У нас полно его так то. Обезжириватель не вспомню сходу что там. Возможно тот же нефрас.

а в москве его в оби продают, зато полным полно везде в продаже в зеленой бутылке с желтой этикеткой, но эта вещь вонючая и явно с примесями. Вершина имхо более чистая и запаха почти нету.

Вершина- редкий товар, в москве его только в ОБИ продают, облазил кучу строительных и хоз-товаров. Кто галошей от вершины зипу пробовал ли заправлять, какие впечатления?
(сам заправлял "Обезжиревателем" вершина, понравился, не пахнет, горит хорошо, но больше чем на 3 дня его нехватает-летучий) вот думаю может галоша дольше в зипе проживет-хотя бы 5дней.

Чтобы не испарялся, каждый раз в бутылку сливаю, для примуса тоже полезно. А "вершина" реально классный нефрас.

из моей практики Вершина (но испаряется сильнее)-пахнет меньше всех, взял галошу "ясхим"( тот же нефрас80/120) но запах на порядок сильнее, я вершину могу открытую оставить но запах почувствую если к носу открытое горлышко под несу, а "ясхим" открытый за метр чувствуешь…

Я о том, что сливать топливо из примуса после пользования, дабы не испарялось.
Насчет вершины я в курсе, около 8 лет пользую. Но когда нужен большой обьем, покупаю рязанский 80/120 на разлив, беру обычно 20л канистру, на год хватает.
Ярославский воняет и если форсунка чуть изношена иглой, коптит нещадно.

Читайте также:  Как правильно вязать туристические узлы

Скажите пожалуйста, а с такими характеристиками нефрас/бензин подойдёт?
-НЕФРАС С2, (бензин-растворитель) — Описание товара
НЕФРАС С2 (БЕНЗИН «КАЛОША») ОАО"Нафтан"

Описание: нефрас С2-80/120 (ТУ 38.401-67-108-92) — бензиновый растворитель смешанного типа, содержит не более 50% углеводородов каждой из групп.
Основные эксплуатационные характеристики: быстро растворяет органические соединения, быстро испаряется, свойственна коррозионная агрессивность. Относится к группе бензинов-растворителей.
Область применения нефраса С2-80/120: продукт применяется в резиновой промышленности, а также для обезжиривания поверхностей, предназначенных для склеивания, и с целью разрежения красок, эмалей. Возможно использования нефраса С2-80/120 в качестве топлива для каталитических грелок и бензиновых паяльных ламп.
Технические характеристики:
Наименование показателя Норма по ГОСТ (ТУ)
Плотность при 20°С, г/см3, не более 0,700
Фракционный состав:
температура начала кипения, °С, не ниже 80
98% перегоняется при температуре, °С, не выше 110
100% перегоняется при температуре, °С, не выше 98
остаток в колбе после перегонки, %, не более 1,0
Бромное число, г брома на 100 см3 нефраса, не более 0,08
Массовая доля ароматических углеводородов, %, не более 1,5
Испытание на образование масляного пятна выдерживает
Массовая доля серы, %, не более 0,001
Содержание водорастворимых кислот и щелочей отсутствие
Содержание механических примесей и воды отсутствие
При покупке оптом действует система СКИДКОК!
Производитель: Открытое акционерное общество "НАФТАН", Республика Беларусь, Витебская область, 211441, г.Новополоцк, 375(214)59-82-57

Давайте разберёмся, какие бывают горелки.

их можно разделить на три типа: жидкотопливные, мультитопливные и газовые.

Жидкотопливные — это всем известные примусы, на котором готовили пищу наши бабушки и прабабушки в коммунальных кухнях. Примусом пользовался Руал Амундсен, когда его экспедиция продвигалась к Южному полюсу. Первые покорители Эвереста Эдмунд Хиллари и Тенцинг Норгей тоже использовали примус.

Употребляемое в русском языке слово «примус» происходит от названия шведской фирмы Primus, которая первая начала производить эти нагревательные приборы. Название было выбрано от латинского слова primus — первый.

Отечественные примусы «Шмель» и «Огонёк» — неизменные атрибуты походов 60−90-х годов.

Модификация «Шмель-2» пользовалась особенной популярностью среди походников. Пользуется и поныне.

« Шмели» жужжали (как, впрочем, и любой другой старый примус). «Огоньки» часто горели. Как и любой другой примус при неправильной эксплуатации мог стать взрывоопасным, что также не является плюсом этого вида горелок.

Чтобы разжечь примус, «завести «его, необходимо затратить некоторое время на подготовку этого процесса — накачать баллон, разогреть сухим спиртом горелку. Это требует некоторой сноровки.

Однако главным минусом жидкотопливных горелок можно назвать то, что необходимо периодически прочищать форсунку, так как она часто засоряется сажей, особенно если используется автомобильный бензин. Прочисткой занимаются в среднем после 10−15 приготовлений пищи.

Тем не менее, по расходу топлива примусы являются самым экономичным и эффективным видом горелок. И топливо для них получается самое дешёвое. Поэтому и сейчас они не вышли из употребления. Они модернизировались, стали бесшумно работать и проще разжигаться.

Жидкотопливные горелки используются в таких походах, где трудно достать газ или в таких условиях, где газ работает неэффективно. Это продолжительные зимние лыжные походы, большой группой, экспедиционные восхождения на высокие горы, особенно в зимних условиях.

Да, именно в большие морозы жидкотопливные горелки работают лучше, чем газовые — и это главное преимущество этих горелок .

Итак, если вы не собираетесь в серьёзный зимний или высокогорный поход — вам лучше подобрать попроще.

Мультитопливные горелки могут работать на разном виде жидкого топлива. Или как на жидком топливе, так и на газе.

Они тоже могут носить название «примус». Если выпускаются родной шведской фирмой Primus.

В комплект мультитопливных горелок входят форсунки на разные виды топлива. Понятно, что мультитопливные горелки более функциональны, чем просто жидкотопливные. То есть на один «плюс» у них больше. Однако они обладают тем же главным недостатком, что и жидкотопливные. А именно — необходимостью тщательно следить и вовремя прочищать форсунку от нагара.

Но если вы собираетесь в районы, где достать газ проблематично, выбор за мультитопливной горелкой.

Перед покупкой нелишним будет узнать, можно ли будет достать запчасти к такой горелке. Потому что не все горелки, что продаются в России, бывают легко ремонтоспособными.

Впрочем, что бы не говорили рекламные надписи про использование любого вида жидкого топлива, вплоть до подсолнечного масла, надёжнее всего использовать очищенный бензин «Калошу».

Впрочем некоторые горелки действительно «питались» экзотическими видами топлива и не «умирали».

Вот полезные отзывы некоторых туристов:

«По поводу топлива могу рассказать печальный случай: в прошлом году случай заставил нас на несколько незапланированных дней остаться в хижине гляциологов на Актру. При обследовании территории снегов была выужена пластмассовая 2-литровка бензина, которая и была использована в сохранение своего.
Так горелки за три приготовления пищи забились полностью коричневой гадостью. И именно в самом недоступном месте — в камере. Помогло только высверливание камеры и „продувка“ бензином.
При дальнейшем использовании даже с чистым бензином обычно засорялась именно камера».

«По поводу „бензин с заправки, ацетончик всякий“ забудьте! Мультитопливки жрут все, но только один раз. Если хотите долго и беспроблемно использовать горелку с предсказуемым результатом, то только „калоша“. В свое время купился на рекламу и приобрел Примус Омнифьюел в надежде на „ацетончик всякий“. В результате, на третий день похода, вместо ужина, имел чистку при свете налобника. В конечном счете я поужинал. Но до конца маршрута, раз дня разбирал и чистил. Вся беда в том, что до конца очистить так и не смог, не полностью разборная она, в отличие от советского Шмеля. После использовал только „калошу“, работает нормально, но регулировка уже не та».

«На уайт спирите мультитопливная горелка МSR прекрасно работает, пользовались неоднократно. Покупали на строительном рынке.
Спиртом MSR заправлять не пробовали. Но очень давно я им (гидролизным, для употребления по назначению мало пригодным) заправил обычный Шмель. Не заработал. смеси (напополам) вполне себе пахал. И бензинового запаха при этом было гораздо меньше».

«1 августа у друзей на нижних скалах Ленца (4200м.у.м.) одновременно отказались работать две горелки: Primus MultiFuel XP (в эксплуатации 4-й год) и совершенно новая Primus OmniLite Ti. Причина: обе заправили газолином»

«Распространенное мнение, что керосин лучше, также не верно. Керосин бывает разный. Так мои знакомые, заправив авиационным керосином, взятым у полярных летчиков, три свои примуса убили за 15 минут. Что там было, остается загадкой.
Существует очищенное топливо. Обычно его называют white gas. Как показывает практика, при работе на нем горелка практически не засоряется коксом».

Расход бензина в походе составляет примерно 50 г на человека в день.

Читайте также:  Как простить измену мужа и жить дальше

Чтобы бензин не протекал в пластиковой бутылке при транспортировке, надёжнее использовать крышки со звёздочкой изнутри. Такие крышки бывают , на некоторых пивных бутылках.

Итак, если вам не нужно идти в сложный зимний или высокогорный поход, вы собираетесь просто в горы, в тундру, на природу в места, где газ можно достать в магазинах — выбор за самыми распространёнными и самыми простыми в эксплуатации газовыми горелками.

Газовые горелки.

Существует два разных по конструкции типа газовых горелок:

— Горелка, которая соединяется с баллоном через шланг и

— Горелка, которая навинчивается на баллон сверху.

Если вы собираетесь в поход большой группой, лучше взять горелку со шлангом. Понятно, что такая горелка более устойчива, ведь вы ставите её не на баллон, а на землю. Она имеет раскладные ножки. Такие горелки могут иметь большой диаметр, что полезно для установки кастрюли большого объёма.

Плюсом является и то, что вы можете изолировать горелку от баллона, он не перегреется.

Если вы собираетесь в несложный зимний поход, где температуры не будут опускаться ниже 20ти-30-ти градусов, то лучше брать горелку со шлангом. Так как пред разжиганием вам придётся подогревать баллон, а это проще и безопаснее делать, когда он в стороне от горелки.

Минусом такой горелки можно назвать то, что она немного потяжелее безшланговой.

Но главное то, что у неё существует больше вероятности сломаться — ведь появляются дополнительные точки крепления, шланг может перетереться. Ножки могут погнуться.

Горелка, навинчивающаяся на баллон сверху, подойдёт для небольших групп, для готовки на 1−4-х человек. Такие горелки лёгкие, компактные. В большой группе эту горелку, к примеру, можно использовать как запасную к основным большим, со шлангом. В горелке такой конструкции практически нечему ломаться, они надёжны.

Такая навинчивающаяся сверху горелка из титана весит всего 60 граммов! Находка для «легкоходов».

Минусом горелки навинчивающейся на баллон является то, что она менее устойчива. Особенно если использовать баллон большого объёма — он выше. Однако для маленьких объёмов приготовления пищи это не так существенно. Да и всегда можно повысить устойчивость, обложив к примеру, горелку камнями. А при желании, если позволяет грунт, для страховки можно подвешивать котелок над горелкой на палке. Пол Чукотки прошла по тундре с маленькой , которую использовала для этой цели.

Горелки как правило бывают с пьезоподжигом. Это удобно. Однако, как показывает практика, это первое, что ломается в горелке. Но это не страшно, возьмите в комплект зажигалку и не сильно тревожьтесь об исправности пьезоподжига.

Типы газовых баллонов

Разные фирмы горелок поддерживают разные типы газовых баллонов. Однако ко многим горелкам сейчас можно использовать переходники, которые позволят пользоваться разными типами баллонов.

Существует три самых распространённых типа газовых баллонов:

— резьбовые, стандарт Линдал

-безрезьбовые с байонетным креплением Горелки на них крепятся с характерным щелчком. На них даже пишут: Clik! Это баллоны Camping Gaz газ под соответствующие горелки одноимённой французской фирмы.

— безрезьбовой цанговый (в быту — «дихлофос», по аналогии с высоким и узким по форме баллоном).

Есть ещё баллоны без насадки. Это прокалываемые баллоны. Чтобы применить газ, в них содержащийся, нужно иметь специальный переходник

В нашей стране самыми распространёнными являются горелки под резьбовые баллоны. Однако в отдалённых регионах в магазинах бывает проще купить безьрезьбовые «дихлофосы». Поэтому, если собираетесь в дальние походы, учитывайте это, запасайтесь переходниками.

В Европе, особенно во Франции и Испании чаще используются горелки и баллоны Camping Gaz .

Расход топлива на человека в день рассчитывается примерно по 50 г. Следует учесть, что если придётся часто топить снег или лёд, то расход топлива увеличится.

Минусом газовых горелок является то, что при минусовых температурах они работают хуже, чем жидкотопливные. Перед поджигом горелки на морозе приходится разогревать баллон сухим спиртом. Для холодных условий лучше использовать газовую смесь , чем .

При больших минусах (за тридцать) газовые горелки могут вообще отказать в работе.

Газовые горелки классифицируются и по мощности.

Маломощые — до 1500 Вт, средней мощности 1500−2500 Вт и мощные — свыше 2500 Вт.

В поход даже на одного человека лучше брать мощные горелки. Если, конечно, вы не собираетесь долго медитировать во время приготовления пищи.

Полезно при использовании газовых горелок применять защитный экран. Особенно если вы занимаетесь приготовлением пищи на улице, А не в тамбуре палатки. Это снизит и скорость приготовления пищи и расход газа. При его отсутствии можно хотя бы закрыть часть горелки с наветренной стороны куском фольги или стеклоткани. Или пенополиуретановым ковриком (но тогда нужно следить, чтобы он не упал и не подгорел).

Горелки JetBoil®

В этой горелке воплотились две идеи:

— Как соединить «в одном флаконе» и горелку, и кастрюлю.

— Как сделать расход газа в горелке наиболее эффективным, экономичным.

И вот американская компания JetBoil® изобрела такую конструкцию.

.
В этой конструкции горелка и кастрюля, (которая по форме скорее напоминает стакан), жестко соединены между собой. И помимо этого кастрюля оснащена металлическим на дне, создающем повышенную теплопроводность. Всё это помогает расходовать меньше газа.

По отзывам туристов в несложном горном походе одного баллона объёмом 230 г хватает на три недели на одного человека (при обычной горелке с использованием отражающего экрана такого баллона хватило бы только на неделю)

Итак, плюсы налицо — большая экономия топлива. И очень быстрое время закипания воды.

Объединение кастрюли и горелки в одну общую структуру очень полезна в сложных походах, где приготовление пищи в принципе очень трудное дело — например на сложных альпинистских маршрутах или на борту морского каяка, где качка постоянно грозит опрокинуть котелок с обычной горелки.

Однако есть и минусы. В этой конструкции можно использовать только специальную кастрюлю, и она может иметь только небольшой объём, как правило до полутора литров.

И ещё один минус — большая дороговизна такой горелки.

Хочется добавить, что использование кастрюль, на дне которых приварен радиатор, заметно повышает эффективность приготовления пищи на обычных газовых горелках.

А цена обычной грелки плюс специальной кастрюли заметно ниже цены на JetBoil .

При́мус — бесфитильный нагревательный прибор, работающий на жидком топливе (бензине или керосине). Изобретён в 1892 году Францем Вильгельмом Линдквистом [1] , основавшим в дальнейшем фирму Primus AB. Использовался в быту до широкого распространения газовых сетей, появления в продаже сжиженного газа в баллонах и электроплит. Остаётся популярным среди туристов.

Содержание

Принцип работы [ править | править код ]

Принцип работы схож с принципом работы паяльной лампы. Горючее из резервуара A под давлением воздуха, создаваемым перед розжигом с помощью воздушного поршневого насоса и затем поддерживаемым за счёт нагрева (также требуется периодическая «подкачка»), поступает в трубчатую часть горелки B, где предварительно нагревается; затем в трубке D испаряется, пары топлива выходят через форсунку E. Затем пары горючего смешиваются с воздухом и сгорают в конфорке C. Для нормального испарения топлива необходимо чтобы поддерживалась высокая температура горелки, поэтому перед началом работы требуется прогрев. Для этой цели в некоторых примусах вокруг горелки есть специальная чашечка, в которой при розжиге сжигают налитое топливо или несколько кусков сухого горючего.

Читайте также:  Как очистить сковороду гриль от нагара

Бытовые примусы, как правило, работают на керосине.

Устройство [ править | править код ]

Примус состоит из следующих частей:

  • резервуара для топлива с наливным люком и винтом сброса избыточного давления воздуха
  • поршневого воздушного насоса
  • горелки (горелок)
  • тагана-плитки (таганов-плиток)

Горелка примуса в свою очередь состоит из:

  • форсунки с механизмом регулировки
  • штуцера
  • испарительной камеры
  • чашечки
  • отражателя
  • съёмной конфорки
  • сифонной трубки

Достоинства [ править | править код ]

  • по производительности и экономичности примусы являются самыми эффективными из всех нагревательных приборов, работающих на жидком топливе;
  • портативность
  • относительно малая масса
  • удобство для использования в турпоходах и экспедициях
  • возможность перевозить пустой прибор самолётом и найти топливо уже на месте; баллончики для газовых горелок могут быть редкостью, а перевозить их с собой в самолёте нельзя

Недостатки [ править | править код ]

  • частое засорение форсунки (особенно работающей на автомобильном бензине, в меньшей степени на керосине);
  • при использовании некоторых видов топлива, в частности автомобильного бензина, возможно засорение трубчатой части горелки золой, образующейся из-за содержащихся в топливе присадок. В двигателе эти присадки сгорают вместе с топливом, а в примусе и подобных горелках — осаждаются на стенках испарителя.
  • сложность разжигания примуса;
  • относительно большой шум при работе примуса (в большей степени касается старых моделей);
  • сравнительно большая взрывоопасность при неправильной эксплуатации

Использование примуса [ править | править код ]

  • Залить топливо в резервуар, не более 2/3 объёма.
  • Накачать воздух в примус с помощью насоса.
  • Налить горючего в чашечку, прогреть горелку. Горючее должно выгореть почти полностью.
  • Открыть подачу топлива. Оно должно гореть ровным синим пламенем.

Существуют примусы, не имеющие чашечки, конструкция горелки которых предусматривает возможность розжига без предварительного прогрева. В таких горелках после розжига топливо горит высоким жёлтым пламенем, по мере прогрева переходя в короткое синее.

  • Перекройте подачу топлива регулировочным винтом.
  • После того, как примус остыл, необходимо сбросить давление воздуха в резервуаре с помощью воздушного винта.
  • Заправлять примус горючим следует только после того, как он полностью остынет. После заправки горючим необходимо плотно закрыть наливной люк.
  • Необходимо беречь примус от перегрева. Большинство примусов имеют предохранительный клапан, который позволяет избежать взрыва примуса, но при срабатывании клапана из него вытекает горящее топливо, что может привести к пожару.

Этимология [ править | править код ]

  • Употребляемое в русском языке слово примус происходит от названия фирмы Primus, производившей эти нагревательные приборы.
  • лат. primus — первый

Популярность в СССР [ править | править код ]

В связи с тем, что в СССР были широко распространены квартиры, не имеющие газоснабжения, примус был наиболее удобным прибором для приготовления пищи. Примус широко выпускался с 1922 года «Первым государственным меднообрабатывающим заводом» (ныне ЗАО «Кольчугинский Мельхиор»), расположенным в городе Кольчугине Владимирской области. После 1950-х годов примусы стали вытесняться такими приборами, как керогаз, а затем газовыми плитами на сжиженном или природном газе и электроплитами.

Популярность в пешем туризме [ править | править код ]

В то время как в быту примус практически полностью вышел из употребления, среди туристов примусы долгое время были популярны в связи с компактностью и эффективностью. Постепенно классические примусы вытесняются горелками, работающими на сжиженном газе, со сменными баллонами, так как они проще в обслуживании и быстрее разжигаются, а также мультитопливными горелками, способными работать как от газа, так и от бензина.

Схожие устройства [ править | править код ]

Внешне на примус похожи шведские горелки «Svea», в частности Svea 123 ( англ. ) , однако в них форсунка распыляет жидкое топливо, которое испаряется, попадая на разогретую поверхность конфорки, и одновременно смешивается с первичным воздухом.

В керогазе испарение топлива происходит с использованием фитиля, однако в отличие от керосинки фитиль не контактирует в процессе работы с пламенем. По сравнению с примусом, керогаз работает бесшумно, однако имеет более сложное устройство и требует аккуратного обращения. Неправильный розжиг керогазов часто приводил к пожарам.

По принципу действия с примусом схожа паяльная лампа. В отличие от примуса она формирует направленную струю пламени небольшого размера.

Примус в искусстве и литературе [ править | править код ]

Примус, которым в довоенные годы владела почти каждая семья в крупных городах СССР, неоднократно упоминается в произведениях советских писателей той поры: А. П. Платонова, А. Н. Толстого, Д. И. Хармса, М. М. Зощенко и многих других. «Не шалю, никого не трогаю, починяю примус» — эта известная фраза кота Бегемота из романа «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова призвана засвидетельствовать, что персонаж занимается самым обычным и непримечательным делом. Со временем примус превратился в символ домашнего быта. Описывая героиню того же романа, автор говорит, что она «никогда не прикасалась к примусу» — Маргарита жила в обеспеченной семье и могла, в отличие от большинства сограждан, не обременять себя бытовыми проблемами.

В 1925 году вышла книжка детских стихов Осипа Мандельштама «Примус» с рисунками М. Добужинского.

В агитационном искусстве 1920—1930-х годов примус выступает символом бытового рабства наряду с другим атрибутом изматывающей домашней работы — корытом:

Дымную, вонючую плиту, закоптелый примус и проклятое корыто давала старая Москва семье рабочего. В кухне, между чадом плиты и грязным паром корыта, среди развешенных желтых пелёнок проводили свои дни его жена, мать и дети. Миллионы рабочих часов, сотни тысяч человеческих жизней тратились в кухне безнадежно, нелепо, бессмысленно. Здесь, в столице, существовала страшная домашняя каторга, которая приковывала сотни тысяч женщин к корыту, плите и примусу. И казалось: нет выхода отсюда, из закоптелой, проклятой кухни.

В фельетоне Ильфа и Петрова «Саванарыло» (1932) художник работает над рекламным плакатом ресторана, текст на котором гласит: «Дома грязь, помои, клоп — здесь борщи и эскалоп. Дома примус, корки, тлен — эскалоп здесь африкен». Примус поставлен в один ряд с самыми ненавистными проявлениями бытовой неустроенности тех лет. Описывая самозахваченное общежитие в романе «12 стульев», они ставят примус в ряд с таким символом «домашнего уюта», как поставленный на кирпичи матрац, отмечая, что влюблённые парочки часто зажигали примус, надеясь, что его шум заглушает всё, что происходит в комнате.

В кинофильме «Джентльмены удачи» (1971) герой Василий Алибабаевич использовал примус для приготовления пищи, говорил о нужности приобретения керосинки, «А то примус очень худой, пожар может быть». Поскольку герой Г. Вицина украл червонец, Василию Алибабаевичу пришлось готовить на старом примусе, из-за чего произошёл пожар.

Ссылка на основную публикацию
Тканевый ремень для джинсов
Посмотрите наши подборки: Текстильный ремень – для модников и модниц Прекрасно дополнить любую одежду и поставить грамотный акцент в образе...
Стих мужу о чувствах
Люблю, когда касаешьсяМеня руками нежными,Когда мне улыбаешьсяГлазами безмятежными, Когда целуешь ласковоИ обнимаешь бережно.С тобою очень счастливаЯ каждое мгновение. Ты мой...
Стих любимому о любви чтобы до слез
Мой дорогой, я так тебя люблю!Кроме тебя, других не замечаю.Твой каждый взгляд и каждый вздох ловлю,Лишь о тебе скучаю и...
Ткань для домашних штанов
Каждый человек знает, что самым лучшим материалом для изготовления предметов домашней одежды является хлопок. Неудивительно, ведь эта натуральная ткань пользуется...
Adblock detector